Слуцкие пояса. Коллекционирование,1 рубль 2013 Slutsk belts CuNi
- В наличии
- Код: 010297
84,90 руб.
- +375 (25) 604-43-73
Слуцкие пояса. Коллекционирование
Введены в обращение: 21 ноября 2013 г.
Чеканка: ЗАО "Литовский монетный двор", Вильнюс, Литва
Дизайн: С. Некрасова (Беларусь)
Медно–никелевая
номинал: 1 рубль
масса монеты: 19,5 г
качество: "пруф-лайк"
диаметр: 37 мм
тираж: 7 000 шт.
Аверс: вверху – рельефное изображение Государственного герба Республики Беларусь; в центре монеты в круге – изображение фрагмента двухстороннего пояса, изготовленного на Слуцкой мануфактуре и находящегося в коллекции Литературного музея Максима Богдановича (на серебряной монете фрагмент пояса выполнен методом тампопечати); по внешнему кругу вверху надпись: РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ; слева – год чеканки, справа – художественный элемент, внизу – номинал: 1 РУБЕЛЬ.
Реверс: слева по кругу надпись: СЛУЦКІЯ ПАЯСЫ. КАЛЕКЦЫЯНАВАННЕ; в центре – изображение обложки каталога выставки слуцких поясов 1927 года и фрагмента пояса из коллекции Ивана Луцкевича (коллекция из собрания Ивана Луцкевича была показана М. Богдановичу, после чего он написал стихотворение "Слуцкія ткачыхі").
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ…
На протяжении всей истории пояс был обязательной частью костюма у всех народов мира. Его внешний вид, стилистика и функции менялись на протяжении веков.
Считается, что мода на длинные, широкие, шелковые узорчато-тканые пояса пришла на белорусские земли благодаря идеологии сарматизма, в основе которой лежали генеалогические предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племен сарматов. Под воздействием легенд, широко распространенных в государстве в XVI–XVIII вв. представители верховного сословия страны стремились во всем быть похожими на «славных предков».
У Слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонними (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценными считались четырёхсторонние слуцкие пояса — каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.
Слуцкие пояса стали образцом для других ткацких мануфактур, которые открывались в других городах и местечках: в Городнице, Лососне, Станиславе, Кобылках, Липкове, Кракове, а также в Лионе.
Пояс в традиционной культуре белорусов являлся значимым и исключительно многофункциональным предметом. Он был необходимым компонентом одежды, выполнял разнообразные символические и обрядовые функции, а также использовался в быту в различных целях.
В традиционном белорусском костюме, который в целом отличался сдержанностью и лаконичностью декора, поясу придавалось очень большое значение. Пояс выполнял сразу несколько функций: практическую, символическую, магическую, апотропейную (защитную), этическую, знаковую, эстетическую.
Первый поясок в подарок ребенку приносила бабка-повитуха, которая принимала роды. Такой пояс выступал в роли оберега. Это подтверждается тем, что он повязывался на самой уязвимой части тела — животе (живот – жизнь).
Пояс являлся важным атрибутом свадебного обряда. Невеста дарила пояса жениху и свату на запоинах, что обозначало согласие на брак; пояс клали на рушник, на котором стояли молодые во время венчания; мать жениха встречала новобрачных с пирогом и поясом.
Во время сватовства и свадьбы пояса являлись одними из обязательных подарков – как со стороны невесты жениху и его родным, так и со стороны жениха – невесте и ее семье. Невеста помимо этого одаривала поясами сватов, дружек, музыкантов и других участников обряда. Естественно, что белоруски стремились заготовить для свадьбы как можно большее количество поясов, поэтому девушки с 9–12 лет начинали ткать их.
После венчания новобрачная оставляла пояса в тех местах, от которых ждала достатка: чтобы было много хлеба, пояс вешался в амбаре, скота – в хлеве, имущества – на сундуках. Молодая также оставляла пояс на печи, которая была центром жилища, на срубе колодца; повязывала поясом веник, которым впервые мела хату в доме мужа. В этом случае пояс становился символической жертвой духам нового места жительства.
Пояс присутствовал и в похоронном обряде: в этом случае его роль заключалась в установлении символической связи между миром людей и загробным миром.
Пояс использовался также в гаданиях, любовной магии. Во время девичника девушка дарила жениху пояс, что охраняло его от злых наговоров. Процесс подпоясывания часто упоминается в заговорах от болезней и испуга.
Пояс исполнял также роль своеобразного знака, который выделял человека в социальном окружении. Пояса различались в зависимости от пола, возраста, места жительства и т.д. Как и весь комплекс одежды в целом, пояс и способ его ношения давали информацию о том, из какой местности происходит человек. В разных районах Беларуси пояс завязывали по-разному – спереди, сзади, сбоку (слева или справа) либо таким образом, чтобы концы спускались вдоль ног с двух сторон. Способ повязывания нередко указывал на семейное положение – после свадьбы он мог изменяться. Дети и молодежь традиционно носили более узкие и скромные по декору пояса, чем взрослые. В целом особенности употребления поясов были обусловлены местными традициями и могли значительно отличаться даже в соседних районах.
Помимо всего прочего, пояс был украшением, придавал костюмному комплексу завершенность, целостность.
Пояса, употреблявшиеся в народном костюме на территории Беларуси, в основном были самодельными – ткаными или плетеными. Они отличались большим разнообразием: для каждого региона, а иногда и небольшого ареала были характерны свои неповторимые способы декора. В качестве материала использовались шерсть и лен.
В настоящее время узорчатые пояса, выполненные в традиционных техниках плетения и ткачества, широко используются в сценическом и церемониальном костюме. Их изготовлением продолжают заниматься народные мастера, предприятия художественных промыслов, любители традиционной культуры. Пояс является одним из самых популярных современных белорусских сувениров.
Сегодня слуцкий пояс имеет значение национального символа Беларуси и оцениваются как крупнейшее достижение белорусского и общеевропейского декоративно-прикладного искусства.
Основные | |
---|---|
Страна производитель | Беларусь |
Тип | Монеты Европы |
Состояние | Отличное |
Год выпуска | 2013 |
Диаметр | 37 мм |
Вес | 19.5 г |
Номинал | 1 рубль |
Материал | Никель |
Пользовательские характеристики | |
Производитель | ЗАО "Литовский монетный двор", Вильнюс, Литва |
Материал1 | Медно–никелевая |
- Цена: 84,90 руб.